Асаны в йоге: позы йоги и упражнения для начинающих

«Йога» (санскр.) — упряжка, сбруя, узда; средство; магия; связь; выигрыш; работа, усердие, сосредоточение, размышление, созерцание; правило; согласование, управление, контроль (это еще не все варианты перевода).
«Хатха» (санскр.) — сила, мощь; усилие, напряжение, натуга; насилие, принуждение, необходимость.

Гармония души и тела: психофизические принципы йоги

С помощью тела в материальном мире душа получает опыт, но без тела душа не сможет существовать и проявлять себя. Именно поэтому важно уделять внимание обоим сторонам вопроса. Йога учит жить осознанно, мыслить здраво и избавляться от навязанных обществом идеалов и стереотипов. Чем меньше человек зависит от посторонних вещей — от утреннего кофе до просмотра вечернего телешоу, от красивых вещей до низменных потребностей организма — тем более он счастлив и способен гармонизировать свой внутренний мир. 

Древние йоги еще более 5000 лет назад смогли познать искусство овладения своим сознанием и телом, что позволяло им творить настоящие чудеса. По некоторым источникам, они могли лечить все болезни без лекарств, видеть прошлое и будущее и полноценно жить несколько сотен лет. Знания древних йогов, в том числе аюрведа, ведическая астрология и собственно, йога, используются до сих пор. 

Асаны йоги учат эффективно думать, двигаться и дышать, вести здоровый образ жизни и отказываться от вредных изобретений цивилизации. Занятия йогой позволяют людям лучше понимать происходящие в мире процессы, яснее видеть личные цели, развивать силу воли и остроту ума. Дают возможность заглянуть глубоко в себя, понимать свои потребности, научиться самодиагностике, приобрести внутреннее счастье и позитив, которыми хочется делиться с окружающими. Йога для женщин позволяет избавиться от навязанных мужских стереотипов поведения и усилить созидательную энергию.

Гармония души и тела: психофизические принципы йоги

8 ступеней йоги

В основе современной йоги лежат древние трактаты, в том числе в практике часто используются Йога-сутра Патанджали, которые систематизируют учение йоги, преподнося его виде 8 ступеней или шагов.

  1. Яма или запреты. Эти пять правил регламентируют отношение к миру вокруг нас и другим людям. 
  • Ненасилие или Ахимса. Запрещает насилие физическое и духовное, в том числе к этому относится и практика вегетарианства. 
  • Правдивость или Сатья. Снижает негативную карму за счет честной жизни и принципа говорить правду. Означает не присваивать себе материальные или физические объекты других людей, а также хранить тайны.
  • Целибат или Брахмачарья. Говорит о воздержании от половых отношений, причем для людей, которые живут только со своей женой, в концепции есть исключения. 
  • Отсутствие жадности или Апариграха. Жить надо довольствуясь необходимым, потому что жадность и просветление несовместимы.
  1. Нияма или предписания. Они относится уже не к внешнему миру, а собственно к человеку. 
Гармония души и тела: психофизические принципы йоги
  • Чистоплотность или Шауча. Означает поддержание чистоты в теле и сознании.
  • Удовлетворенность или Сантоша. Умение быть довольным имеющимся, а также навыки умеренности, скромности, терпения и смирения. 
  • Аскетизм или Тапас. В жестком варианте — строгая дисциплина, в том числе практики молчания и постов. В легком предполагает держать ум и тело в состоянии баланса.
  • Изучение священных текстов или Свадхьяя. Больше узнавать о человеческой жизни и духовных ценностях. 
  • Вручение себя Божественному или Ишвара Пранидхана. Понимание, что все в этом мире божественного происхождения, поэтому человек должен действовать на основании своей духовной природы.
  1. Асаны или позы йоги. Эта ступень говорит о воздействии на тело путем выполнения поз йоги. 
  2. Пранаяма, которая учит контролировать дыхание.
  3. Пратьяхара, которая учит контролировать чувства и управлять ими. 
  4. Дхарана. Умение концентрироваться.
  5. Дхьяна. Навык стабильной медитации.
  6. Самадхи или просветление. Последняя ступень возможна только при навыках устойчивой медитации. Именно на этом этапе человек освобождается из оков материального и достигает просветления духовного.

Особенности освоения практики

Освоение практики Пратьяхары проходит постепенно, шаг за шагом. Не должно быть спешки, суеты и внутреннего дискомфорта.

Не рекомендуется чрезмерно принуждать ум к работе.

Продолжительность и частота упражнений подбирается индивидуально. Если появляется ощущение, что занятие приносит дискомфорт, то темп должен быть снижен. Процесс реализации упражнения можно разделить на четыре части:

Особенности освоения практики
  • Физическая. Энергия от органов чувств направляется в мозг.
  • Ментальная. Колебания волн сознания успокаиваются.
  • Интеллектуальная. Осуществляется приведение разума к стволу мозга.
  • Духовная. Сила разума и сознания переходит к вместилищу совести.

После всех этапов работы человек начинает видеть ослепительный свет своей души.

Требуется продолжительная практика асан и пранаямы. Йог, который смог освоить данную практику, впоследствии проводил медитацию на поле битвы под грохот пушек и других орудий.

Лучше всего, если для занятий будет использована отдельная комната. Так, появится возможность избавить от ненужных раздражителей. Принимается наиболее удобная асана и закрываются глаза. В процессе практики происходит «голодание» органов чувств.

Читайте также:  Анатомия растяжки: упражнения для всего тела в картинках

Пища должна употребляться в умеренных количествах, необходимо избавить себя от чрезмерных разговоров. Употреблять пищу рекомендуется за 2-3 часа до начала работы.

Особенности освоения практики

Необходимо постараться отключить самое мощное, на взгляд практикующего, чувство. Затем, осуществляется поэтапная проработка остальных. Чем глубже будет происходить погружение в процесс, тем сложнее выполнять упражнение дальше.

После того, как взяты под контроль все эмоции и переживания, душа обретает спокойствие и гармонию. Организм перестает реагировать на раздражители внутреннего и внешнего мира.

Интересное о йоге

Приблизительно 2500 лет тому назад риши Патанджали был написан трактат «Йога-сутры», в котором обобщались познания про данное искусство, собранное на тот временной промежуток.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

До этого, вероятнее всего, процесс передачи знаний был исключительно устным – от наставника к обучающимся. Данный трактат образован 196 школами, 2 из которых касаются напрямую асан. Может показаться странным, что самый первый и значимый текст про йогу упоминает про асаны лишь в нескольких строфах, но именно по этим строфам реально получить очень много полезной информации для себя.

«Йога-сутры» характеризуют асану как «неподвижную и удобную позу». А затем мы получаем не менее странное разъяснение, как можно получить нужный эффект: «асану достигают тогда, когда прекращают прикладывать усилия и концентрируются исключительно на вечном».

На сегодняшний день подобная характеристика кажется довольно странной, и может прийти мысль, что Патанджали попросту насмехается над нами всеми. Разве асана может быть недвижимой позицией? Ведь, когда мы практикуем йогу, нас начинает покачивать не только в сложных, но даже в очень простых асанах.

Асана является комфортной позицией? Если взять 1000 занимающихся, то из них лишь единицы подтвердят, что ощущают комфорт в процессе исполнения. Да и те могут немного лукавить. Что же касается начинающих, то любые, даже несложные телодвижения – наклоны, прогибы или раскрытие тазобедренных суставов, способны доставить очень много болезненных ощущений.

Интересное о йоге

О чём же тогда говорил Патанджали? Существует множество мнений на этот счёт. Самое простое из них – йога выступает не эффектом, а процессом. А значит, поддерживание недвижимой и комфортной позы не может считаться данностью и достигаться моментально, а представляет собой цель. Если объяснить по-другому – чтобы асана стала устойчива и приятна, всё должно выполняться поэтапно.

Получается, что прогресс в занятиях йогой – это не тогда, когда вы с невероятными усилиями прикладываетесь губами к стопам на трясущихся ногах или усаживаетесь на шпагат с перекошенным от боли лицом. Прогресс – это когда вы научились чувствовать ту либо иную степень комфорта в асанах, до этого доставлявших вам исключительно неприятные ощущения.

Это кардинальным образом меняет понимание йоги, актуальное для западных государств. Ведь классическая индийская традиция гласит, что продвижение – это не взлёт, к примеру, в Маюрасану. А продвижение – это значит зафиксироваться в позиции на максимально возможное количество вдохов с выдохами.

Такой процесс дыхания позволяет успокоиться разуму, а ведь именно это и является главной целью практики йоги. Выходит, что асана способствует выработке навыков контроля над своим разумом.

При этом, аналогично всему живому, асана отличается не просто внешней привлекательностью, но и внутренней прелестью. Даже если асана ещё не является идеальной, вы всё равно можете насладиться ею. А когда вы контролируете своё дыхание и внутренние ощущения в асане, то меньше всего озадачиваетесь её внешней формой.

У вас отсутствует мотивация проявить гибкости больше, чем ваш сосед по занятиям. Зато сохраняется мотивация максимально безопасного выполнения асаны, а также получения искреннего наслаждения от неё.

При условии такого подхода происходит работа также над своим «эго», человек избавляется от желания делать ставку исключительно на внешний аспект асан. В философии асан существует такое понятие, как «апариграха», то есть нестяжательство, в частности, подразумевается и быстрый результат на коврике. Весь смысл заключается в том, что, когда вы расслабляетесь психологически, а также избавляетесь от желания выполнить упражнение любой ценой, сталкиваетесь с внешним прогрессом.

Первая ступень йоги Яма, правило № — Ахимса (ненасилие)

Ахимса пратиштайям тат саннидху вайратьягах. Если перестанешь причинять вред, сможешь Прекратить вражду с помощью ахимсы. (Йога-Сутры Патанджали, II:35)

Шарат Джойс: «Ахимса означает ненасилие в словах, мыслях и действиях. Это означает не быть причиной боли других живых существ включая животных, насекомых и растения. Если мы утверждаемся в ненасилии в повседневной жизни, то все конфликты закончатся. У нас есть цитата на языке Каннада (язык моей мамы) «Нужно две ладони, чтобы хлопать». Одна ладонь не даст звука. То есть если вы не реагируете, когда кто-то начинает конфликт с вами, тогда он заканчивается. Нет хлопка, нет звука».

Читайте также:  Биджма — мантры целительные звуки для каждой чакры

Паттабхи Джойс: «Ахимса означает никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах, ни мыслью, ни словом, ни делом не причинять никому вреда. Даже если в какой-то ситуации Веды позволяют нанесение вреда, такой поступок не соответствует ахимсе. К примеру, два зверя, готовые сцепиться в кровавой драке, забывают о своей вражде в присутствии человека, практикующего ахимсу».

Йога сутры, разные переводы:

35. При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезаетвраждебность. (перевод с санскрита и )

35. В присутствии утвердившегося в непричинении вреда прекращаетсявсякая вражда [в других].(перевод с санскрита Свами Вивекананды)

35. Утвердившийся в непричинении вреда способен подавить неприязнь ксебе [в любом живом существе]. (перевод с санскрита )

35. Когда человек утвердился в ненасилии (ахимсе), враждебностьослабевает в его присутствии.(перевод с санскрита )

Комментарии к Йога-сутрам Свами Сатьянанды Сарасвати

Сутра 35: Плоды (I) ахимсы

  • Ahimsap̱ ratist̤ hay̱ am̱ tatsannidhau vairatyag̱ ahAhimsa̱ — ненасилие;pratis̤tha̱ya̱m — будучи прочно установленным;tatsannidhau — в этой окрестности;vaira — враждебность;tya̱gah — отказ.

При прочном утверждении в ахимсе имеет место отказ от враж-дебности в его [йога] окрестности.

Ахимса означает любовь, безвредность, неубийство, ненасилие. Она означает отсутствие неприязни, враждебности и [желания нанесения] вреда. Духовному последователю под ахимсой следует понимать отсутствие любого вредного намерения, каким бы оно ни было. Пратиштха означает быть твердо установленным. Когда кто-то установлен в ахимсе, в нем развивается некий вид магнетизма, который оказывает влияние на любого, кто к нему приближается.

Он становится свободен от настоящей опасности — комплекса вражды, т. е. насилия и враждебности. В индийской истории существует много великих людей, которые могли преображать даже наиболее грубые и дьявольские сердца. [Вместе с тем] Махатма Ганди, [например], который был предан ахимсе и не питал какой-либо недоброжелательности, также имел врагов, и в конце концов он был застрелен. Это показывает, как трудно практиковать ахимсу [в совершенстве]. Господь Будда развил практику ахимсы настолько сильно, что преображал любую грубую личность в добросердечного человека. Однажды он столкнулся с грубым дакойтом (разбойником), который пришел убить его, и одним простым взглядом [Будды] дакойт был преображен. В ашраме Патанджали корова, коза и тигр могли жить, есть и пить вместе, благодаря высшей стадии ахимсы, практикуемой [обитателями ашрама].

Очень просто говорить, что мы должны следовать ненасилию, что нам следует любить друг друга. Концепция же любви для нас слишком велика, чтобы ее понять. Для нас любовь означает безопасность или защиту от страха смерти и ничего более. Это психологическая необходимость. Но в действительности любовь есть нечто более великое. Христос был распят, Мохаммеда противники побили камнями, великого суфия Мансура мусульмане пытали так, что с него слезла кожа. Все эти люди имели врагов. Но в Индии есть много людей, у которых нет врагов, потому что они в со-вершенстве практиковали ахимсу. Наиболее важная вещь — не противостоять даже людям, совершающим насилие; это также является ахимсой. Если понятие ахимсы развивать более глубоко, то она означает практику уничтожения комплекса вражды — неосуждение. В Индии такой человек называется аджата шатру — рожденный без врагов.

Таким образом, складывается впечатление, что великие святые и пророки не были твердо установлены в ахимсе. Например, Будда, Господь Кришна, Шанкара противостояли другим школам философии и критиковали их. Логика же йоги говорит, что ахимса должна практиковаться в полном виде. Это должен быть величественный путь, когда достойно принимается все, что в обществе считается неправильным. Вот что означает сатьяграха. Итак, сутра означает, что когда последователь твердо стоит на позиции ахимсы, когда даже последний след враждебности стерт, душа раскрывает себя изнутри в некоей магнетической форме. Эта магнетическая форма называется вайрагьягах, т. е. отказ от враждебности. Таким образом, следует отказаться от убийства [всех] живых существ. [В этом смысле] в Индии известен знаменитый культ ахимсы в джайнизме.

Йога — значит «объединять»

«Йога» переводится с санскрита как «связывать», «объединять», «соединяться». Йога — метод соединения вещей. На уровне физического тела она учит нас двигаться осознанно и скоординированно. Асаны йоги — возможность осознавать тело целиком, не перегружать одни его части и не игнорировать другие, а также обращать внимание на свое эмоциональное состояние во время практики.

Когда мы двигаемся в унисон с внутренним ритмом (дыханием), а тело принимает определенное положение (асану), мы концентрируемся и накапливаем жизненную энергию — нашу силу.

Йога эффективна, потому что вы задействованы в ней целиком, а не по частям.

Йога — значит «объединять»

Лиа находит возможности для практики в любом месте. — Фото с сайта автора

Она соединяет тело и дыхание, ум и движение, действия и навыки. В результате мы имеем целостную практику, которая проста, доступна каждому и оказывает глубокое воздействие на здоровье, психическое состояние и душу.

Зачем практиковать позы йоги?

Практика асан имеет две цели:

  1. отвлечься от мыслительного потока и быть в состоянии здесь и сейчас. Асаны запускают процесс концентрации и переводят внимание на тело, его положение в пространстве, на удерживании равновесия.
  2. проработка тела — физического и тонкого. Практика йоги тонизирует тело, развивает гибкость, силу и выносливость. При этом йога заряжает тело энергией, укрепляет силу воли и уверенность в себе. Есть даже такое высказывание:

Йога позволяет нам остаться в балансе, даже свернув коврик, перенести баланс в жизнь.

Привыкая наблюдать свои ощущения на коврике, мы быстро переносим эту практику в жизнь. И наша осознанность повышается.

Стилистика йоги

Если же у вас достаточно плотный рабочий график, или же поблизости нет ни одной школы йоги (и такое случается), можете смело попробовать практиковать йогу дома, самостоятельно. К счастью, сейчас огромное количество полезной информации о йоге как источнике духовного развития. Для начала, выберите стилистику йоги, которая вам близка. К примеру, это может быть:

1. Хатха-йога

Основное внимание в данной стилистике йоги уделяется физическому здоровью.

Это один самых практичных и распространённых видов йоги. Основная философия предполагает выполнение различных физических упражнений, направленных на улучшение иммунитета, уравнение гормонального фона, улучшения эластичности мышц и связок. Асаны(позы) выполняются в статичном варианте и задерживаются на несколько минут. Хатаха-йога как будто выстраивает ваше тело вновь и уделяет очень много внимания важным, но мелким деталям, таким как повороты туловища, статичные растяжки, удержания позиций.

2. Шиванада-йога

Так же подразумевает удержание в статике различных позиций, но в отличии от предыдущего варианта, направлена на достижение духовной релаксации с помощью медитирования. Данная разновидность отлично подходит в случае выбора йоги как пути духовного развития.

3. Кундалини-йога

Представляет собой сложный комплекс упражнений, умноженных на глубокое духовное понимание внутреннего “Я”. Это набор динамических упражнений, где позы с завидной быстротой сменяют одна другую. Данная стилистика йоги призвана раскрыть ваши энергетические каналы с помощью особых техник дыхания и медитации.

Йога для духовного развития — это отличное решение для человека, который принял себя и решил самосовершенствоваться как духовно, так и физически. Йога с каждым днем будет помогать вам становиться лучше, иметь более ясный ум, устойчивость и отличное физическое состояние на многие годы.

Позвольте всему прийти в свое время. Саженцу и дереву требуется должное время, чтобы вырасти при подходящих условиях, так почему же мы — люди, должны отличаться. Вырасти в йоге означает расти в жизни, нужны соответствующие условия, но когда начнешь это чувствовать, ты поймешь, что оно настоящее. © Сарасвати

Тратака – созерцание и концентрация

Эта индийская техника тратака относится к созерцательному упражнению. Заключается она в том, что необходимо фиксировать взгляд на внешнем или внутреннем объекте. Обычно таким объектом выбирается пламя свечи или лампадки с маслом гхи.

Необходимо в темноте сесть в удобную позу и на уровень глаз установить источник пламени (приблизительно на расстоянии 20-30 см от себя). Теперь нужно, стараясь не моргать, смотреть на огонь до тех пор, пока не начнут проступать слезы и в правом, и в левом глазу. В этот момент следует закрыть глаза серединой ладони. Посидите так минут пять, не надавливая на глазницы. Нужно стараться зафиксировать образ от пламени в области межбровного центра.

Тратака – созерцание и концентрация

Выполнять практику необходимо в течение месяца, затем сделать недельный перерыв и продолжить далее. В хатха-йоге считается, что это упражнение не только очищает слезные каналы и оздоравливает глаза, но и способствует усилению Аджна-чакры («третьего глаза»).

Противопоказания к занятиям

Противопоказаний немало, так как Аштанга предполагает высокую физическую активность. И не важно, в домашних условиях занимается человек, или работает с тренером в группе, йога-центре.

Стоит подыскать другие занятия, если у вас:

  • серьезные патологии опорно-двигательного аппарата, например, грыжа межпозвоночных дисков;
  • хронические заболевания с частыми и кризисными обострениями (вам лучше заниматься ЛФК с инструктором);
  • постоперационный период;
  • серьезные травмы головы в прошлом;
  • повышенная температура тела на данный момент;
  • прием сильнодействующих лекарств на долговременный период;
  • диагностированы сердечнососудистые заболевания.

Беременные занимаются Аштанга йогой только в том случае, если это опытные, давно практикующие йоги, знающие все нюансы занятий. Всем остальным разумнее пойти на курсы специальной йоги для беременных.

Противопоказания

Сами йоги считают, что противопоказаний для практики нет. Мудры можно выполнять в любом состоянии, мантры тоже читать почти всегда. Асаны имеют кучу доступных вариаций для всех, к тому же ученики Айенгара широко пользуются ремнями, кубиками и прочей атрибутикой.

Рационально не стоит практиковать занятия в период простуд, ОРВИ, обострения хронических заболеваний и в период менструации женщинам. Травмы ОДА и связок, а также реабилитационные периоды после операций – ограничение, а не противопоказание.

Во время беременности практиковать можно, но только под руководством человека, понимающего специфику. В идеале – с медицинским образованием.

Поделиться: