Человек способен регулировать и контролировать собственное поведение и действия благодаря познанию себя, своих нравственных, психических и физических сил. В этом и обнаруживается огромная роль сознания. Ведь оно оказывает большое влияние на деятельность и жизнь каждого индивида.
Проблема развития самосознания
Существует несколько точек зрения на проблему развития самосознания. Одна из точек зрения, высказанная В. М. Бехтеревым, состоит в том, что простейшее самосознание в развитии ребёнка предшествует сознанию, то есть ясным и отчетливым представлениям о предметах. Согласно точке зрения Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, самосознание — это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Здесь идет речь об этапе в развитии ребёнка, на котором он овладевает речью и предпринимает попытки самостоятельного действования (2—3 года). П. Р. Чамата, опираясь на идеи И. М. Сеченова, подчеркивает, что самосознание, как и сознание, возникает не сразу, а по мере овладения собственным телом. Органы своего тела постепенно осознаются ребёнком по мере того, как превращаются в своеобразные «орудия» его деятельности.[2]
- Развитие самосознания — Презентация …
- Презентация 27842-16
- Самопознание и развитие личности …
Таким образом, возникновение самосознания связывается с происходящим с первых недель жизни процессом дифференциации внешних и внутренних ощущений, с субъективным отделением ребёнка от матери, наступающим к концу первого года жизни, с осознанием зарождающейся самостоятельности, обусловленной увеличением произвольности движений и возможностью речевого самовыражения, наступающей к 2—3 годам.
Личность
Слово «личность» (от лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре (ср. русское «личина»). Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). Превратившись в термин, в общее выражение, слово «личность» существенно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним в древности. Личность — это человек, который не играет выбранную им роль, ни в каком смысле не является «лицедеем».
Личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Определяющими факторами развития личности являются не ее природные качества, а качества социально значимые. Для личности характерны:
- осознание мотивов своего поведения;
- постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей.
Личность – это индивид, который осознает себя субъектом общественной жизни, осознает свое собственное Я.
Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности акцентирует в ней сознательно-волевое начало. Индивид тем больше заслуживает права называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.
Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественного взаимопризнания, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот — вынужденное и формальное) ее исполнение.
Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он позволяет себе вменить.
Личностное бытие — это непрекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от беспощадного анализа внутренних мотивов.
3.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Самосознание и самооценка личности
В течение жизни развитие самопознания движется в направлении от внешнего исследования себя к внутреннему. Ребенок познает свое «Я» через оценку взрослых и сравнение с другими. Эти ситуативные способы осознания своей сущности вызывают сильные эмоциональные реакции и часто приводят к конфликтам.
Самосознание и самооценка личности в зрелом возрасте происходит на более высоком уровне. Жизненный опыт приучает индивида сравнивать себя не с другими, а с самим собой на предшествующих стадиях своего развития.
Важнейшим приобретением, свидетельствующим о психологической грамотности человека, является привычка полагаться не на чужие оценки себя, а на свою собственную. Объективно оценивая свои качества и поступки, способности и возможности, место в общественной жизни, человек может осуществлять самосовершенствование.
Такое глубинное постижение себя позволяет личности не только управлять своим психическим миром, но и сохранить в целости свое феноменальное «Я». По сути, в этом и заключается мудрость земного существования.
LiveJournal
- Общая психология #9. Понятие и уровни …
- Развитие самосознания подростков с …
- Развитие самосознания и самооценки в …
- Похожие записи
- Экстраверсия и интроверсия
- Тревожность в психологии
- Как воспитывать девочку
« Предыдущая запись
Медитативная практика
О силе этого чудесного занятия известно немало. Оно привлекает своим нетрадиционным подходом. Осваивая технику медитации, человек получает возможность действительно влиять на эмоциональную составляющую своей жизни. Его перестают мучить страхи, сомнения и неуверенность. В результате легче принимаются даже самые сложные и неоднозначные решения. Отныне становится проще поверить в себя, обнаружить те перспективы, которые прежде оставались незамеченными.

Существует большое количество медитативных практик. Все они заслуживают пристального внимания, однако окончательный выбор человек должен сделать самостоятельно.
Научиться великому искусству расслабления невероятно полезно как для физического, так и для ментального здоровья: появляется больше сил для самореализации, появляются свежие креативные идеи.