Йога-это что такое на самом деле и зачем она нужна людям

Что такое йога? Существуют две формы понимания, что такое йога. Мы можем заглянуть в энциклопедию и посмотреть, что ученые говорят о йоге, или мы можем заглянуть в санскритские произведения, в шастры, из которых это слово попало к нам.
Слово «шастры» означает Веды. И знатоки Вед говорят, что «йога» – это связь с Богом.

переводов, собранных построчно

Йога-сутры — это величайшее произведение, считающиеся в наше время классическим и описывающее восьмиступенчатый путь йоги.

Йога-сутры — это величайшее произведение, считающиеся в наше время классическим и описывающее восьмиступенчатый путь йоги. Они были систематизированы и написаны Патанджали, поэтому иногда они называются «йога-сутры Патанджали». Стоит отметить, что эти знания не были придуманы или изобретены автором, он всего лишь облёк их в форму, доступную для понимания практика в эпоху по-разному переводить слова «йога» и «сутры», но чаще всего слово «йога» переводиться как «связь» или как «контроль», «сутра» как «нить». То есть йога-сутры — это знания о связи с Абсолютом, нанизанные на нить повествования, или как знания о контроле ума, что больше соответствует смыслу самого произведения. Сутры намекают в свою очередь на то, что эти знания представляют собой единую цепочку, как бусы, проявляющиеся в образе бус только нанизанные на нить, в то время как без неё — всего лишь набор бусин.

Книга в основном ориентирована на продвинутых практиков йоги, помогая им сохранять достигнутый высокий уровень энергии и ума. Но не менее полезной она будет и для тех, кто только делает первые шаги в этом направлении. Это обусловлено структурой текста, мудро раскрывающего суть йоги — вначале засеваются в практика семена нравственности и дхармы; затем описываются системы, направленные на помощь в очищении от омрачений; в третьей главе раскрывается потенциал и даются глубинные наставления для обретших сиддхи (сверхспособностей, являющихся и одним из искушений на пути); завершается книга вызревшим плодом йоги — повествованием об освобождении.

В данном тексте представлены 12 различных переводов на русский язык йога — сутр Патанджали , выполненных с санскрита или с английского языков , и оригинальное написание сутр , а также приведена транскрипция для чтения . В текст внесены исправления орфографических и пунктуационных ошибок , в остальном же строфы остались авторские . Каждый из переводов имеет свой отпечаток субъективизма переводчика и комментатора , поэтому , собрав все доступные переводы , вам предлагается возможность сформировать собственное видение сути и смысла йога — сутр Патанджали , отметив для себя острые углы различных переводов и их особенности.

  1. Бейли (пер. с английского)

  2. Вивеканадна новый перевод (пер. с английского)

  3. Вивекананда старый перевод (пер. с английского)

  4. Гандханадха (пер. с английского)

  5. Десикачара (и по совместительству Кришнамачарьи) (пер. с английского)

  6. Загуменнов (пер. с санскрита)

  7. Островская и Рудой (пер. с санскрита)

  8. Ригина (пер. с английского)

  9. Свенсон (пер. с английского)

  10. Фальков (пер. с санскрита)

  11. Свами Сатьянанда Сарасвати (пер. с английского Нирмала Драсты)

  12. Айенгара Б. К. С. — (пер. с английского)

Классические тексты

Йога Сутра является основополагающим текстом по индийской Йоге. Предполагаемая дата написания — 2 век до н.э. Текст состоит из четырех глав. Читать Далее…

Классические тексты

Время жизни Сватмарамы современная западная наука относит к 15 веку, так что это один из наиболее поздних классических текстов по Йоге. Прадипика разделена на 4 части. Первая описывает яма (сдержанность в поведении), нияма (соблюдаемые ограничения), асаны (позы) и питание. Вторая описывает Читать далее…

Читайте также:  Саморазвитие и самосовершенствование: с чего начать?

Горакша Паддхати (она же «Горакша-Самхита») — один из древних текстов по йоге, авторство которого приписывается Горакше (вместе с 50 другими текстами). Состоит из 200 строф.

О важности Горакша-паддхати («Заветы Горакши») можно судить по тому обстоятельству, что многие его стихи Читать далее…

Классические тексты

Гхеранда-самхита — один из трёх классических текстов хатха-йоги наряду с «Хатха Йога Прадипикой» и«Шива-самхитой. Считается наиболее энциклопедическим текстом из трёх; датируется XVII веком. В Гхеранда Самхите подробно Читать далее…

Как и во всех текстах по хатха-йоге, в Шива-самхита описаны практики и техники достижения высот самосознания. В этом трактате основной упор делается на методы пранаямы – управление потоками энергии посредством Читать далее…

Классические тексты

Об авторе

Мэри Хикс имеет степень бакалавра (с отличием) по английскому языку и степень бакалавра искусств. Она также получила степень магистра изобразительных искусств в Университете последипломного образования в Клермонте (Калифорния). В качестве художника и редактора Мэри Хикс сотрудничает с учеными в сфере религиоведения. Китайская философия, искусство, керамика периода династии Сун, а также японское искусство — излюбленный источник вдохновения для ее акварелей. В университете, в дополнение к заучиванию санскритских текстов, она изучила работы Нагарджуны. Сайт автора: Опубликовано в августе 2015 г.

Постоянный адрес статьи: -to-the-yoga-vasistha-mary-hicksПеревод с англ. Е. Саноцкой

Йога как она есть на самом деле

Если перевести слово йога с санскрита, то мы получим множество значений, потому что санскритские слова очень многозначные и емкие. Но главный смысл все же таков: единение, слияние. Напрашивается вопрос: слияние с чем или с кем? Если покопаться в древних трактатах, изучить историю, то ответ очевиден: слияние Брахмана и Атмана.

Если сказать понятным языком, то воссоединение источника всего сущего с проявлением его в человеке, то есть раскрытие в себе души, духа. Под источником всего сущего  религиозные люди понимают Бога, атеисты Вселенную.

Как бы то ни было йога, если кратко это путь к духу, а также система методов работы с телом и сознанием для достижения конечной цели — воссоединение с духом, раскрытии души.  Это и есть духовное развитие человека, следующая ступень в эволюционной лестнице человеческого вида.

Какую бы  разновидность йогического учения вы бы не практиковали, будь то хатха, раджа, тантра, кундалини или  что-нибудь еще, все сводится к духовному пути, духовному развитию. Открытию внутри себя духа, души. То есть той сферы бытия, которая относится к непроявленному тонкому миру, которая только сейчас стала изучать наука, например квантовая физика. О которой давно говорят  духовные учения человечества, религии, магические школы, просто все говорят по-разному, разным языком.

Что происходило с йогой в других странах

Отношение к учению зависело от господствующей на территории того или иного государства религии:

  1. Католицизм. Представители этого вероисповедания относились к восточному знанию негативно. Они отрицали возможность достижения единения с Богом при помощи выполнения упражнений, считая молитву единственно возможным способом приблизиться к высшему блаженству.
  2. Православие. Отношение к учению в православном христианстве неоднозначное. Некоторые религиозные деятели видели сходство между практикой индусов и подготовкой к аскезе. Мантры, которыми пользуются йоги, оказывают на сознание человека то же воздействие, что и молитвы. Однако отдельные ветви православия, например греческая церковь, считают учение несовместимым с христианством.
  3. Ислам. В странах, большая часть населения которых мусульмане, учение индусов получило распространение. Однако в 2008 г. духовенство Малайзии подписало запрет на йогическую практику (в том числе мантры на санскрите и индуистские обряды). Впоследствии документ был отредактирован, и учение разрешили на территории государства в краткой форме. Под запрет не попала только хатха-йога, направленная на развитие тела.
  4. Иудаизм. В иудаизме отношение к практике негативное. Индусы и буддисты сводят к минимуму роль Бога в судьбе человека, утверждая, что достичь просветления можно самостоятельно. В иудаизме право решить участь верующего принадлежит только Создателю.
Читайте также:  10 лучших йога поз для быстрой потери веса

Зачем заниматься йогой?

Человек не может выбросить Бога из своей жизни и заниматься йогой. Если Вы практикуете йогу, спросите себя: «А в чем смысл этих занятий?». Просто наладить химические, биологические процессы в организме, оздоровить тело? Если это так, то поспешим вас разочаровать.

Законы материального мира невозможно победить. Старость, болезни и смерть настигнут каждого. Конечно, нужно стараться быть здоровым, поддерживать свое тело с помощью физических упражнений, пранаямы и так далее. Но это не является конечной целью йоги.

Если целью практики йоги будет совершенное здоровье – вас настигнет разочарование, пускай и не сразу. Потому что здоровым в этом мире не умрет никто. Да, гималайские йоги, которые занимаются восьмиступенчатой авторитетной практикой – они могут жить очень долго. По сей день в Индии можно встретить йогов, которым по сто, двести, триста, четыреста лет. Но классические йоги, живущие в Гималаях, ставят себе цели, которые выходят за рамки тела, за рамки этой одной жизни. Многие йоги хотят получить мокшу – освобождение из цикла рождения и смерти.

В «Бхагавата Пуране» говорится, что человек должен заботиться о поддержании здоровья, но конечной целью его жизни должно быть познание Абсолютной Истины, Бога. Вот это – совершенная цель для совершенной личности. И, когда мы говорим о йоге, то мы говорим на основе писаний. Никаких измышлений, никаких новых систем йоги. Все так, как записано в Ведах, как практикуют ведические мудрецы – йоги. Практика йоги – это всегда практика религиозной жизни.

Эпическая йога (около — л. до н.э)

История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли —с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья — это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата — это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

Самая важная часть, включенная в эпос, — «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде () излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность. Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль. Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики. Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.

Эпическая йога (около — л. до н.э)

Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:

  • Джнана (мудрости);
  • Бхакти (преданности);
  • Карма (действия, деятельности) с одновременным акцентом на отрыве от последствий их действий.
Читайте также:  Хатха-йога – как создать совершенную личность

Виды йоги

  1. Хатха-йога. Самый известный и популярный в России и на Западе вид йоги. Это как раз физические упражнения – асаны. Занятия хатха-йогой можно найти в любом фитнес клубе или йога-студии. Хатха-йога считается первой, самой простой ступенью йоги. В ней акцент делается на работу с телом. В системе йоги большое значение уделяется здоровому образу жизни и чистоте тела. Для достижения высших состояний сознания требуется много энергии и, возможно, много лет жизни. А для этого нужно обладать хорошим здоровьем.
  2. Кундалини-йога. Второй по популярности вид йоги. В кундалини-йоге упор делается на работу с тонкой энергией и энергетическими центрами – чакрами. Считается, что состояние энергетики человека влияет на все аспекты жизни: финансовое благополучие, здоровье, счастье, личную жизнь, умственные способности. Также адепты кундалини-йоги утверждают, что уровень развития различных чакр напрямую определяет черты характера. Например, третья чакра – манипура, отвечает за силу воли, а четвертая – анахата, за умение любить окружающий мир. Развивая чакры, практикующий развивается как личность, улучшая способности взаимодействия с миром.
  3. Тантра-йога. Тантру называют самой древней йогой. Суть ее в осознании единства с миром, со всеми людьми и живыми существами. Вообще, тантра йогу можно объединить с кундалини йогой. Обе эти системы работают с мощной духовной энергией, которую называют кундалини. В западном мире часто тантрой называют какой-то необычный вид секса. Это большое заблуждение. В некоторых практиках тантра-йоги действительно используется секс, но это только небольшая часть сложного учения тантры.
  4. Карма-йога. Карма йога это философское учение, которое строится на законе причины и следствия. Карма йога учит, что все происходящее в жизни человека это следствие его прошлых чувств, мыслей и поступков. И главная причина, объединяющая все мысли, чувства и поступки – это желание человека получить и присвоить себе результат своих действий. Это учение очень простое, но понять его без подготовки сложно.
  5. Раджа-йога. Раджа йога переводится с санскрита как «царская йога». Этот вид еще называют «восьмеричным путем» или аштанга йогой. Раджа-йога состоит из восьми ступеней. Это, пожалуй, самая популярная в нашей стране система йоги, выходящая за рамки «фитнеса». В систему входит и работа с телом, и моральные принципы, и дыхательные упражнения. Восьмеричный путь йоги основан на древнем и авторитетном тексте «Йога Сутры» автора Патанджали.
Виды йоги

Честные отношения с йогой

Вы можете не относится к йоге, как к глубокой духовной практике, используя ее инструменты для развития тела или внутренней силы, но вы должны отдавать себе в этом отчет.

О духовном развитии человек обычно задумывается, когда у него уже решены основные материальные проблемы и семейные задачи. Если же вас больше волнуют вопросы, как привести в порядок фигуру, выйти замуж или прокачать в бизнес, и вы приходите за этим в йогу, то это тоже вполне нормальный, приемлемый вариант. Только не нужно себя обманывать и думать, что вы ищете духовности. Вполне естественное развитие событий, когда человек приходит первый раз на йогу, чтобы похудеть или поправить здоровье, а со временем, когда поймет, какая это мощная сила, когда откроет для себя новые состояния, когда научится решать материальные проблемы, он встает на путь самопознания и духовного развития. И во всем этом ему помогает практика йоги.

Настоящая йога — это когда временное понимание себя умирает, и начинает появляться вечное понимание себя.